ФАУ «РОСДОРНИИ» подвело итоги мониторинга качества дорог, проведенного в 2020 году в каждом из 83 регионов страны. А также сообщило о модернизации лабораторной базы, основная часть которой завершилась в этом году, и новых разработках, которые позволят лучше и оперативнее оценивать качество дорог и всех составляющих дорожных работ.
В 2020 году сотрудники 9 региональных филиалов РОСДОРНИИ выполнили обследование качества 60 443 км автомобильных дорог и улиц регионального, межмуниципального и местного значения во всех 83 регионах страны. Из этого количества почти 51 000 км дорог оценили на соответствие нормативному состоянию, а 67 более чем на 3 600 км оценили эффективность применения новых технологий дорожного строительства.
В рамках оценки проводятся обследования дорог по нескольким параметрам: продольная ровность, отсутствие дефектов проезжей части и колейности, сцепные свойства, прочность, геометрические параметры автодороги.
Кроме того, специалисты РОСДОРНИИ проводят выборочный мониторинг качества дорожных работ. Такая задача поставлена федеральным проектом «Дорожная сеть» национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги». Основная цель аудита — общее повышение уровня надежности и безопасности автомобильных дорог и принятие эффективных управленческих решений.
Такие проверки проводятся не только на месте, где проводят ремонт или строительство новых дорог, но и на асфальтобетонных заводах, которые готовят компоненты для дорожного покрытия, в лабораториях, которые оценивают их качество. Немалое значение придается оформлению документации по объекту — начиная от заключения контрактов и заканчивая ведением производственных журналов на месте работ. А также организации дорожного движения в месте проведения дорожных работ: ограждение, освещение и перенаправление движения на участке.
Всего за 2020 год проведена проверка 356 объектов дорожного строительства, определенных методом статистической выборки, 325 асфальтобетонных заводов, 550 договоров подряда и строительного контроля, 556 проектов производства работ и схем организации дорожного движения, 674 лабораторий заказчиков, подрядных организаций и организаций, осуществляющих строительный контроль.
Для выездных проверок на объектах в филиалах РОСДОРНИИ созданы отделения аудита, которые уже сейчас обеспечены 17 постами операционного контроля на базе автомобилей. Они оснащены оборудованием для измерения геометрических параметров дороги, отбора и перевозки образцов асфальтобетонной и цементобетонной смеси, отбора проб грунта, замера толщины цинкового покрытия, контроля ряда параметров элементов обустройства и других показателей.
Филиалы РОСДОРНИИ также оснащены современными универсальными передвижными дорожными лабораториями. За два года в распоряжение специалистов поступило 14 таких машин. Лаборатории могут производить измерения геометрических параметров автодорог, оценку состояния ровности и колейности дорожного покрытия, фиксацию и определение видов дефектов дорожного покрытия, оценку прочности дорожной одежды, сбор GPS-координат обследуемых дорог, а также производить видеосъемку.
Немалое значение придается лабораторным испытаниям материалов и компонентов, которые применяют на участках ремонта и строительства дорог. За 2020 год проверено качество входящих материалов и лабораторного обеспечения почти на 1500 объектах дорожного строительства.
Испытательные лаборатории должны соответствовать требованиям самых современных стандартов. Поэтому ФАУ «РОСДОРНИИ» в рамках национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги» приступило к масштабной модернизации лабораторной базы.
В 2020 году завершено комплексное оснащение испытательных лабораторий головного офиса РОСДОРНИИ, Воронежского и Северо-Кавказского филиалов. Также часть оборудования поставлена в лаборатории Дальневосточного и Уральского филиалов, работа по их дооснащению будет продолжена в 2021 году. Также во II квартале 2021 года планируется завершить оснащение Волгоградского, Сибирского и Оренбургского филиалов.
В этом году появились новые передвижные лабораторные посты контейнерного типа, которые позволяют проводить испытания современных асфальтобетонных смесей по широкой номенклатуре показателей. Каждый пост состоит из двух блоков контейнерного типа, которые оснащены необходимым оборудованием. В Волгоградский, Пермский, Оренбургский, Уральский, Сибирский и Дальневосточный филиалы было направлено по одному такому посту. Поскольку эти посты мобильные, их можно перевозить на участки дорожного строительства в те регионы, где необходимость в них выше всего.
В 2020 году по заказу РОСДОРНИИ была создана первая в России универсальная передвижная лаборатория для сплошной безостановочной диагностики автомобильных дорог «Эскандор». Уникальность лабораторного комплекса, созданного на основе автопоезда, в том, что он способен измерять все параметры качества автодороги, двигаясь по ней в безостановочном режиме на скорости до 80 км/ч. Все до сих пор действующие в стране передвижные лаборатории для диагностики вынуждены делать остановки для измерения прочности дорожной одежды. «Эскандор» сможет обследовать в среднем до 400 км автодорог в день и способен работать до 20 дней без выгрузки данных. Обслуживает такую лабораторию в пути только водитель, все параметры измеряются в автономном режиме и заносятся в память компьютера. Уже весной 2021 года первый «Эскандор» выйдет на дороги южных регионов страны.
«Сегодня мы создаем универсальную систему, которая позволяет в постоянном режиме и отслеживать соответствие имеющихся дорог нормативному состоянию, и оценивать качество работ на участках строительства и ремонта, и тестировать участки, на которых применяются новые технологии и материалы. Эта система включает и техническое оснащение такими прорывными решениями, как передвижные лаборатории непрерывной оценки качества дорог, и создание реестра новых технологий, которые проходят апробацию и внедрение под контролем наших экспертов, и переоснащение стационарных лабораторий. Все это приведет к тому, что жалобы на качество российских дорог останутся лишь нашим далеким воспоминанием», — отметил генеральный директор ФАУ «РОСДОРНИИ» Алексей Варятченко.