АВТОВАЗ открыл новую страницу в истории нашего автопрома
Одна из главных новостей уходящего года – стартовали продажи серийного российского автомобиля с автоматической коробкой передач. Наш корреспондент поговорил с инженерами, поездил на машине и убедился: LADA с «автоматом» - отличная машина!
Первая попытка установки АКПП на серийные отечественные легковушки была сделана ГАЗом в 1957-58 гг. Этот опыт окончился неудачно: масло для коробки поставлялось только на завод-изготовитель, а автовладельцам взять его было негде. В этих условиях отказы техники не заставили себя долго ждать… Всего было выпущено около 700 ГАЗ-21 с АКПП, впоследствии они были переведены на «механику». Вторая попытка - от АВТОВАЗа. Через полвека.
Казалось бы, решение лежит на поверхности – выбрать иностранную АКПП, адаптировать к LADA - и вперед, покорять сердца и кошельки водителей и водительниц. Но поиск партнера затянулся (о детективных перипетиях переговоров на заводе не распространяются), и, наконец тольяттинцы выбрали японскую Jatco ("Джатко"). Первый «автомат» поставили на LADA Granta, в следующем году начнут делать и Калину с "автоматом".
Иногда говорят, что АВТОВАЗ покупает у иностранцев устаревшие конструкции. Но в случае с «автоматом» это точно не так – к вазовскому мотору адаптирована самая современная АКПП из бюджетной линейки Альянса.
Вместе с японцами в научно-техническом центре ВАЗовцы доработали Гранту и коробку передач для нее. Поскольку "автомат" больше и тяжелее "механики", инженеры модернизировали подвеску и, конечно, двигатель получил новую программу работы. Штампованный масляный поддон заменили литым, и неспроста – на него добавили точки крепления к АКПП, чтобы повысить жесткость конструкции. У коробки - новые настройки и измененный картер гидротрансформатора (у LADA свои схема крепления и наклон двигателя).
Итак, впервые в России появилась серийная LADA с двумя педалями (про левую ногу можно временно забыть). У селектора АКПП с солидным «набалдашником» 6 положений: кроме «драйва», «паркинга», «заднего хода» и «нейтрали» есть еще фиксированные первая и вторая передачи. Есть и кнопка отключения высшей (четвертой) передачи – функция, незаменимая в горах и при затяжных обгонах на трассе. И еще важный нюанс – «виртуальная 5-я передача». В двух словах не объяснить, но стоит попробовать – при движении на 4-й машина сама меняет обороты мотора, как будто переходя на повышенную передачу.
Кстати, о ходовых качествах. Машины с «автоматом» зачастую по динамике напоминают электропоезд. Переключения плавные, реакции на педаль газа «размазанные». В случае с Грантой инженеры придали машине очень живой характер. Неслучайно для адаптации к АКПП выбрали наиболее мощный вазовский агрегат – «приоромотор», 98 лошадиных сил. Не сказать, что Гранта с «автоматом» стала болидом, но есть приятная особенность – вождение "осязаемо". Говоря шоферским языком, «как надавил, так и поехал». Можно плавно фланировать. Можно «притопить», и Гранта динамично ускоряется, прижимая седоков к сиденьям. Расход топлива в городе вырастает примерно на литр, а на трассе практически не меняется.
Поскольку у «автомата» Гранты нет «зимнего режима», без антиблокировочной системы тормозов не обойтись. И здесь АБС дополнена «помощником при торможении», ведь водители, особенно начинающие, при экстренном торможении просто не продавливают педаль до упора. «Помощник» отслеживает этот момент и в случае резкого (читай экстренного) удара по педали увеличивает давление в тормозной системе до срабатывания АБС. В Европе эта опция уже вошла в список обязательных.
Вместе с «автоматом» Гранта обзавелась и кондиционером. С учетом размеров дефлекторов на панели и хорошей мощности вентилятора – охлаждение салона отличное. Правда, в отличие от кондиционеров «
Калины или Приоры, здесь нет функции автоматического поддержания температуры – машина-то "народная", и стоит дешевле.
Рекомендованная розничная цена Гранты с "автоматом" - от 373 тысяч рублей. Понятно, машину дешевле 400 тысяч найти непросто – автомобиль настолько востребован, что есть дефицит, и дилеры, конечно, на этом зарабатывают. Но все равно это - самая доступная в России машина с «автоматом». В 2012 году АВТОВАЗ произведет около 10 тысяч LADA Granta с «автоматом». А в 2013 году - уже больше 70 тысяч – купить такую машину станет проще. А сейчас можно процти тест-драйв у всех официальных дилеров LADA и записаться в очередь на Гранту с "автоматом".
Михаил Пантелеев