Российские ведомства, наконец, согласовали программы подготовки будущих водителей по новым категориям, которые были введены в России осенью прошлого года. Теперь их осталось официально опубликовать, после чего они вступят в силу.
Программы обучения водителей и требования к автошколам зарегистрированы Минюстом, сообщает "Коммерсант". Это последний этап согласования, который документы должны были пройти перед вступлением в силу. Таким образом правовая коллизия, длящаяся уже несколько месяцев, практически исчерпана.
Напомним, осенью прошлого года в России были введены новые категории и подкатегории водительских прав. Больше всего внимания привлекала категория М, которую обязаны получать владельцы маломощных скутеров.
Однако программ обучения по новым категориям не подготовили. В результате российские автошколы просто не могли обучать будущих водителей. Категории есть, а права с ними получить невозможно.
Приказ Минобрнауки N1408 "Об утверждении примерных программ профессионального обучения водителей транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий", зарегистрированный в министерстве юстиции, впрочем, имеет более широкий спектр действия. Он не просто утверждает программы по новым категориям прав, но и меняет весь процесс обучения, являясь ключевым документом реформы подготовки водителей.
Реформа разрабатывалась для повышения качества обучения и снижения коррупции. Так, в рамках реформы запретили сдачу экзаменов экстерном, а также разрешили обучаться и сдавать экзамены на машине с автоматической коробкой передач (еще в прошлом году).
Главным пунктом приказа являются семь новых категорий прав, в том числе категория М (скутеры и мопеды), B1 (квадроциклы трициклы), А1 (мотоциклы с объемом двигателя до 125 куб. см). Получить их можно с 16 лет. Водителям, уже имеющим на руках любую открытую категория, водить скутер можно без сдачи экзаменов.
Программа обучению на самую распространенную категорию В (легковой автомобиль) усложнится. Продолжительность обучения вырастет со 106 до 134 академических часов теории и с 50 до 56 часов вождения (54 - для коробки автомат). В теоретическую часть внесли 36 часов практических занятий: по оказанию первой медпомощи или психологические практикумы по решению конфликтных ситуаций на дороге.
В результате продолжительность всего курса обучения составит 3-3,5 месяца. Это скорее всего приведет к удорожанию обучения – по некоторым оценкам на 10-15%. Зато водители с действующими правами смогут проще открывать новые категории. Им не нужно будет заново проходить базовый курс теории, общий для всех категорий.
Все документы осталось официально опубликовать, после чего новые правила вступят в силу в течение 10 дней.
После этого каждая автошкола должна будет согласовать программы обучения с ГИБДД - к установленному Минобрнауки минимуму образовательные учреждения смогут добавлять собственные программы (например, контраварийной подготовки). На их согласование (а без него ни одна автошкола не имеет права обучать будущих водителей) уйдет около месяца, сообщает издание. Соответственно первые экзамены по новым программам начнут принимать осенью текущего года. Кстати, правила сдачи экзаменов на права тоже изменятся. Документ находится в процессе разработки, но по последним данным новичок при сдаче теории будет отвечать на пять дополнительных вопросов за каждую совершенную ошибку.