Новые правила возмещения убытков по полисам обязательного автострахования начнут действовать в России с 28 апреля.
Поправки в закон об ОСАГО устанавливают преимущество натурального возмещения убытков автовладельцам при ДТП перед денежным.
Приоритет натурального возмещения
Было: Водитель, попавший в ДТП, мог выбрать будет ли он восстанавливать автомобиль одной из станций технического обслуживания (СТО) из списка компании-страховщика, или возьмет деньгами и самостоятельно займется ремонтом.
Стало: Большинство попавших в ДТП автовладельцев теперь будут направлены страховой компанией на ремонт.
Денежная выплата по ОСАГО
По полису ОСАГО денежную выплату можно будет получить только в некоторых случаях, которые утверждены новыми правилами:
- если при ДТП погиб потерпевший, или при причинении вреда его здоровью — тяжкого либо средней тяжести;
- в случае полного уничтожения автомобиля;
- ремонт автомобиля превысит установленный лимит страхового возмещения (400 тыс. рублей.);
- превышен лимит страхового возмещения по европротоколу (50 тыс. рублей; если ДТП произошло в Москве, Московской области, Санкт-Петербурге или Ленинградской лимит по нему равен 400 тыс. рублей, даже если полис ОСАГО оформлен в другом регионе);
- страховщик не может организовать ремонт автомобиля на станций технического обслуживания, предложенной им ранее;
- инвалиды (в том числе дети-инвалиды), либо их законные представители, которые имеют автомобиль в соответствии с медицинскими показаниями, могут настоять на получении денежного возмещения (50% компенсации от уплаченной страховой компании премии - то есть, по сути, стоимости полиса ОСАГО).
Выбор СТО
Водитель имеет право выбрать из реестра страховщика СТО, в котором он хочет ремонтировать свой автомобиль, к тому же страховая компания должна обеспечить своих клиентов максимально полной и актуальной информацией о контрагентах из перечня СТО.
Страховая компания должна предоставить водителю не только адреса автосервисов и их специализацию, но и примерные сроки ремонта автомобиля, в зависимости от объема работ и загруженности мастерской. Помимо этого на сайте страховой компании должны быть сведения об оценке мастерских на соответствие требованиям к организации восстановительного ремонта. Эти сведения должны в обязательном порядке предоставляться владельцу полиса ОСАГО при обращении после аварии.
По согласованию со страховщиком водитель вправе выбрать другую станцию, если расстояние до СТО от места ДТП или от места жительства владельца не превышает 50 километров. Причем водитель сам выбирает «точку отсчета».
В случае если страховая компания не идет вам на уступки, она должна сама доставить ваш пострадавший автомобиль к месту ремонта.
Для сохранения гарантии автомобилей не старше двух лет ремонт должен проводиться в автомастерских при дилерских центрах.
Если ни одна станция технического обслуживания из перечня страховой компании не соответствует требованиям к ремонту автомобиля, то у страховой есть два варианта:
- попытаться с вами договориться, отправив ваш автомобиль в одно СТО из списка;
- выплатить возмещение в денежной форме.
Сроки ремонта, запчасти, гарантии
На восстановление автомобиля дается срок в 30 рабочих дней, за каждый день просрочки страховая компания будет выплачивать штраф в размере0,5% от суммы возмещения.
Если в процессе ремонта автомобиля в автомастерской решат, что объемы, сроки и условия работ не соответствуют ранее заявленным то по закону сроки можно изменить, согласовав их со страховой компанией и владельцем ремонтируемого автомобиля.
При ремонте автомобиля запрещается использовать детали и узлы, бывшие в употреблении. Все комплектующие должны быть только новые.
Минимальная гарантия на ремонтные работы - шесть месяцев. Гарантия на кузовные и покрасочные работы - год.
Дополнительная информация
Сумма натурального возмещения по ОСАГО рассчитывается без учета износа автомобиля и его деталей, при денежной компенсации вычитают амортизацию — в соответствии с единой методикой.
Срок рассмотрения заявления страховой компанией 30 рабочих дней с момента подачи.
Если стоимость работ окажется выше лимита страхового возмещения автовладелец может доплатить недостающую сумму самостоятельно. Размер доплаты определит страховщик и укажет ее в выданном направлении на ремонт.
Если на страховую компанию в год будет подано минимум две обоснованные жалобы на плохую работу по организации восстановительного ремонта, страховая может на год потерять право в приоритетном порядке выдавать направления на ремонты, что обяжет ее выплачивать ущерб в денежной форме.
По материалам Информационного агентства "Znak"