Вдобавок к семейной легковушке понадобился мне второй автомобиль – исключительно для работы. Самый подходящий для моих задач – максимально доступный, неприхотливый и ремонтопригодный вездеход. И, разумеется, выбор пал на Ниву, поскольку, это самый дешевый на рынке внедорожник, полностью отвечающий моим требованиям. Собственно, альтернативы-то и нет, все остальные автомобили с аналогичными возможностями стоят в разы дороже, и содержать их накладнее. Что касается УАЗа, то при схожих ценах, он более прожорливый, громоздкий, менее комфортный и менее практичный в эксплуатации. Словом, мне не подходит.
Новый автомобиль исключается сразу - только подержанный! Им не жалко торить дорогу сквозь кусты и жестко эксплуатировать в любых условиях с прицепом и без, иногда с перегрузом. Соответственно, внешний вид и красота лакокрасочного покрытия особого значения не имеют. Только состояние и работоспособность ходовой части, агрегатов, целостность днища и лонжеронов. То есть, сочетание всего этого с минимально возможной ценой. А раз автомобиль приобретается для работы, то недорогой и окупится значительно быстрее.
Самые доступные Нивы на ходу и с документами на вторичном рынке стоят 30-40 тысяч рублей. Но, машины в этой ценовой категории, обычно, что называется, на ладан дышат. Во-первых, они очень «лохматого» года выпуска (до сих пор еще в ходу Нивы советского производства!), во-вторых, с обширной коррозией жизненно важных элементов кузова, и не всегда технически исправны. И, как правило, нуждаются в немедленном и довольно масштабном ремонте. Их и на учет поставить непросто. Чтобы знать с чем сравнивать и от чего отталкиваться, такие машины я тоже посмотрел по объявлениям и поездил на некоторых. Но от покупки воздержался.
Следующая ценовая категория 50-60 тысяч, тут уже машины не настолько дороже, насколько лучше по техническому состоянию и по состоянию кузова. Вот в этой ценовой категории и стоит поискать тщательнее. Перебрав несколько вариантов, я нашел-таки подходящий экземпляр: белую карбюраторную Ниву ВАЗ-21213 2000 года выпуска с пробегом 215 тысяч километров. У нее, на удивление, оказались целое днище и крепкие лонжероны, а пороги успели переварить прежние хозяева. Машина в родной краске, которой уже 20 лет. На кузове, конечно, есть коррозия местами, но она не глобальна и на работоспособности автомобиля не скажется. Полноприводная трансмиссия – в порядке, двигатель недавно перенес капремонт. И при тестовой поездке машина понравилась мне больше, чем все опробованные ранее. В общем, не идеал, но за эти деньги пойдет, вполне. Что касается цены, то эту Ниву продавали изначально за 70 тысяч, потом цена постепенно опустилась до 60. И я, в итоге, купил ее после небольшого торга за 57 тысяч. Хорошо еще и то, что ездил за ней недалеко, даже из Казани выезжать не пришлось – минус расходы на перегон. Автомобили в районах я тоже смотрел, деревенские экземпляры обычно дешевле, но и более запущены.
Осмотр на подъемнике показал, что все основные узлы и агрегаты в порядке и требуется замена лишь некоторых мелочей. В передней подвеске были заменены шаровые, ступичные подшипники и маятниковый рычаг рулевого механизма. Сзади – подшипники полуоси моста и сальники редуктора и раздаточной коробки. Кроме того, установлен новый трос «ручника» и «личинки» замков дверей, с водительской стороны «личинка» была сломана, пришлось заменить обе. На запчасти ушло около 5000 рублей.
Из всех опций присутствовали лишь легкосплавные колеса, центральный замок с пультом и недорогая стереосистема. Машина оказалась на зимних покрышках, так что, дополнительно пришлось прикупить комплект подержанных летних колес за 4000 рублей.
Через несколько дней после покупки заклинил замок зажигания, позывы к неисправности уже были и у предыдущего хозяина, поэтому он заблаговременно приобрел новый замок, который я и установил взамен сломанного. Правда, пришлось повозиться, поскольку штатный алгоритм демонтажа замка зажигания не предусматривает его съем в заклиненном состоянии. Чтобы вынуть замок из гнезда необходимо повернуть ключ на 90 градусов, чтобы высвободить противоугонный язычок из рулевой колонки, без чего замок, разумеется, не снять. Но ключ в заклиненном замке повернуть невозможно и проблема кажется неразрешимой. Выход был найден, после просмотра видео в ютубе, где такие же горемыки делились своим опытом решения аналогичной проблемы. Вооружившись знаниями, удалось с грехом пополам снять-таки злополучный замок, не без использования умеренно-вандальных приемов. И новый замок я уже устанавливал, удалив из него язычок блокировки руля, чтобы не повторять «танцы с бубнами», если вновь произойдет поломка.
С чем еще пришлось повозиться, так это с поиском причины хронического недозаряда аккумуляторной батареи. Но все оказалось проще, чем можно было представить, недозаряд устранил путем натяжения ремня генератора. На остальных мелочах не стоит даже останавливаться. Перерегистрация Нивы с сохранением госномера обошлась менее 2,5 тысяч рублей в одном из дилерских центров. Еще 4380 рублей потянула ОСАГО, с учетом индивидуальных понижающих коэффициентов. И я стал полноправным обладателем рабочего вездехода, о котором мечтал последние пару лет.